robert_ibatullin: (Default)
2020-08-08 11:11 am

Оффтопка

Сюда можно писать на любые темы. Комментарии скрываются.
robert_ibatullin: (Default)
2017-07-19 10:31 pm

минутка рекламы (отчасти саморекламы)

Закончил сегодня начерно перевод интеллектуального бестселлера Оливье Руа "Глобализированный ислам: в поисках новой уммы". Книга должна выйти в следующем году, первая глава в журнале Islamology в ближайшее время (онлайн-версия уже есть).

Оригинал вышел в 2004 г., с тех пор прошла целая эпоха, и интересно сравнить ожидания автора с реальностью. Тональность книги в целом успокаивающая (типа, не так страшен ислам, как его малюют), поэтому, возможно, Руа был местами слишком оптимистичен, но кое-что предсказал удачно. Например, что будущие протесты в арабском мире пройдут под прозападно-демократическими, а не исламистскими лозунгами. Или последствия этих самых протестов:

Мы можем ожидать, что превратив мусульманские страны в демократические посредством комбинации из военных операций, дестабилизации «государств-изгоев» и расчёта на эффект домино, мы пресечём поддержку терроризма и установим мир на Ближнем Востоке. Но мы можем добиться и противоположного: альянса или даже слияния националистических и фундаменталистских радикальных движений (слияние национализма и исламизма уже произошло), а похоже, что этот тренд доминирует.

By turning Muslim countries into democratic ones, through a mixture of military action, destabilising ‘rogue states’ and the hoped-for domino effect, we might expect to undermine support for terrorism and build peace in the Middle East. But we may also attain the reverse: an alliance or even a merger between nationalist and fundamentalist radical movements (the merger of nationalism and Islamism has already happened), which is apparently the dominant trend (Roy, Globalized Islam, p. 338).


Сейчас-то это звучит как общее место, но за шесть лет до "арабской весны"? Когда было ещё совершенно непонятно, чем и в Ираке всё кончится? Впрочем, никаких прогнозов Руа благоразумно не делает, лишь обозначает тренды. Его главные мысли: современный исламский фундаментализм и радикализм - не реакция архаики на модерн, а специфическое проявление того самого модерна, часть процесса глобализации и вестернизации мусульманского мира (например, современные салафиты по характеру своей религиозности ближе к американским протестантам-евангеликам, чем к традиционному исламу); линия разлома проходит не между исламом и христианством, а между консерваторами от обеих религий (которые часто политически блокируются друг с другом) и модернистами-секуляристами. Может быть, это спорно, но автор безусловно осведомлён и проницателен, и для меня было редким удовольствием следить за поворотами его мысли.
robert_ibatullin: (Default)
2017-07-19 09:34 pm

новости из-под закручиваемых гаек

Закон приняли только во втором чтении, а МТС уже подсуетился: отрубает мне интернет после каждой попытки выйти куда-нибудь через Тор. Остались ли ещё какие-нибудь альтернативы (I2P не предлагать, ибо медленный, глючный и тоже не сегодня-завтра запретят)?

PS. VPN тоже рубит.
robert_ibatullin: (Default)
2017-07-10 09:18 am

Проклятая мельница

Проклятая мельница (сюжет для сказки)

Деревенский мальчик остаётся сиротой без родных и близких. Чтобы не умереть с голоду, идёт в подмастерье к мельнику... а слава об этом мельнике идёт такая, что иные предпочли бы голодную смерть. Он не из местных, говорит странно, держится нелюдимом, молитв не знает, постов не держит - словом, явно ведается с нечистью.

Но с сиротой мельник обходится хорошо. Кормит, поит, не бьёт, учит уму-разуму. Единственное что странно: есть на мельнице чулан, куда он строго-настрого запрещает заглядывать.

Мальчик, конечно, сгорает от любопытства. Заглядывать в запретный чулан не смеет, но за хозяином следит, а тот каждое воскресенье, как вернётся с торга, таскает туда вещи одну другой непонятнее: воск, подковы, оконную слюду. А когда запирается внутри - слышно, как бормочет сам с собой на неизвестном языке, да временами отпускает такую богохульную брань, что сам чёрт бы смутился.

И вот однажды под вечер подкрадывается мальчик к двери чулана подслушать, а оттуда вместо обычной брани доносятся чужие голоса и дивная музыка, и сквозь щели пробивается колдовской свет.

Сирота в ужасе убегает в деревню, всё рассказывает. Толпа крестьян с факелами и вилами идёт к мельнице. Колдун пытается убежать, его ловят и забивают насмерть. Взламывают проклятый чулан, а там...

Ладно бы волшебные знаки, перевёрнутые распятия и чёрные свечи, так нет - что-то вовсе непонятное, нигде и никем не виданное.

Из стены торчит конец мельничного вала и крутится, к нему прибиты подковы, обмотанные вощёной проволокой. Везде эта проволока вьётся кольцами, обвивает гвозди и подковы; сверкают в неверном свете факелов листки слюды, обложенные сусальной медью; а посреди на грубо сбитом верстаке - тонкая чёрная книжечка с карманный молитвенник величиной, а на ней - тиснёное серебром надкушенное яблоко. И из-под обложки - колдовской свет.
robert_ibatullin: (Default)
2017-07-08 09:46 am

беглое

Мини-рассказик на языке питон. Без особого смысла. Кто не разбирается, ничего не потеряет.

Бог не играет в кости
robert_ibatullin: (Default)
2017-07-03 07:43 am

в интернете ничего нет

Всё человек пишет верно. Но вот это:

Почти все знания мировой цивилизации уже оцифрованы и находятся в Сети.
Википедия практически уничтожила потребность в специалистах-гуманитариях, искусствоведах, музыковедах, историках литературы и театра, просто историках.

вызывает улыбку умиления.

Любой, кто начинает серьёзно копать какую-то тему, очень быстро сталкивается с тем, что в интернете НИЧЕГО НЕТ. Что надо идти в библиотеку, а то и в архив, и работать с бумажными материалами, а то и, прости господи, с микрофильмами. И объём уже существующей (и ни фига не оцифрованной) литературы практически по любой теме огромен, непредставимо огромен для дилетанта, уверенного, что Гугл и Википедия знают всё.

Сошлюсь на собственный опыт исторических штудий, но не по Риму (тогда, в 1996-2001 гг., интернета почитай что и не было), а по революции. В моей единственной опубликованной статье 2012 г.* примерно половина источников чисто бумажные. И это при том что статья компилятивная и ссылается только на публикации, а серьёзные работы, претендующие на научную новизну, пишутся по архивным материалам.

Так что рано ещё хоронить специалистов-гуманитариев.

---
* Ибатуллин Р. У. Интеллигенция и терроризм в России в начале ХХ века // Исторический вестник. Т. 2 (149). М., 2012. С. 48-65.
robert_ibatullin: (Default)
2017-05-25 10:21 am

Чаши, копья, два меча

Фильм Ричи о короле Артуре плох не тем, что извратил канонический сюжет. Канон тем и хорош, что допускает бесконечно разнообразные вариации сюжета и трактовки персонажа Артура. Варлорд эпохи варварских нашествий, идеальный король-рыцарь, последний римлянин бывшей провинции Britannia, кельтский мифологический герой, предвестник английского парламентаризма и правового государства - всё это было. Почему бы не изобразить его и повстанцем против тирании? Тут Ричи в своём праве. Плохо то, что сюжет у него ужасающе банален. Дословная экранизация хоть Гальфрида, хоть Мэлори была бы гораздо интереснее, богаче перипетиями и неожиданными поворотами. Непонятно, то ли забастовка сценаристов в Голливуде всё ещё продолжается, и писать сценарии нанимают МТА за еду, то ли существует официальный запрет на хоть сколько-нибудь оригинальные сюжеты в дорогих фильмах.

Но я не жалею, что посмотрел фильм. Он воскресил во мне интерес к артуровскому легендариуму (когда-то я страшно им увлекался) и заставил задуматься вот над чем: а как бы я экранизировал этот сюжет, если бы был Гаем Ричи? Ну, тем режиссёром блестящих криминальных комедий, которого мы знаем и любим?

Во-первых, действие должно быть перенесено в наши дни, в современный Лондон. (Поразительно, но, похоже, никто ещё не использовал этот очевидный ход. Нет осовремененных экранизаций Артурианы. Или они так малоизвестны, что я не нашёл о них информации). Утер Пендрагон - босс валлийской мафии, ему подчиняются главари банд поменьше, которых называют "королями". Мерлин - консильери "фирмы" и, возможно, её куратор из спецслужб: чрезвычайно осведомлённый человек, вхожий в высшие сферы и спасающий Утера от неприятностей. Связь Утера с Игрейн, война с Горлойсом, зачатие Артура, гибель Горлойса - всё показать по канону, только без магии.

Рождается Артур, по настоянию Мерлина его воспитывают в приёмной семье сэра Эктора, аристократа, не связанного с криминальным миром. Итон, Оксфорд, все дела. Случайная связь с Моргаузой (оба не знают о родстве). Только юношей Артур узнаёт от Мерлина правду: он сын мафиозного босса и должен возглавить "фирму" после Утера. Мерлин раскрывает план: в стране готовится легализация наркотиков, "фирма" Утера с её развитой дилерской сетью и связями в высших кругах должна стать респектабельной компанией, и Артур как нельзя лучше подходит на роль её номинального главы.

Артур в шоке, особенно когда Мерлин знакомит его с настоящей семьёй, и выясняется, что Моргауза его единокровная сестра. (Что-то всё скатывается в мыльную оперу. Но таков уж канон). Утера убивают на разборке с саксонской братвой. Мерлин продавливает избрание Артура новым боссом. Церемония извлечения меча из камня. Недовольные одиннадцать "королей" во главе с Лотом поднимают восстание... Дальше всё по Мэлори с самыми незначительными подстройками под современность.

В общем, получается скорее сериал, чем фильм. Семейно-мафиозный сериал вроде "Сопрано" или "Подпольной империи". Но это и хорошо. Такое можно и в России снять, уж кого-кого, а бандитов наши играть умеют. И очень недорого. Зачем нам Ричи? Справимся без него.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-29 04:37 pm

заметки на полях Руа


Талибы не пытались построить сильное централизованное государство, а напротив, вели политику деконструкции государства. Они уволили половину чиновников (и не только женщин)... Талибы предоставили рынку полную свободу и практически не вмешивались в экономику, не считая сбора закята. Они не боролись с контрабандой и из-за этого теряли налоговые и таможенные поступления. Они не занимались ни социальными, ни экономическими вопросами... Внедрение шариата также означало прекращение государственного законотворчества, за исключением эпизодических фетв Муллы Омара. Талибы запретили по религиозным мотивам культивацию опийного мака, но никак не содействовали его замещению злаками...

Неофундаментализм сопровождается умалением и сознательным сокращением государства: оно больше не является законодателем, не структурирует социальную ткань и экономическую стратегию, и должно исполнять лишь цензорские функции посредством религиозной полиции. Неофундаменталисты стремятся утвердить верховенство шариата (например, прописывая его в конституции)... Это означает лишение государства его традиционных прерогатив: законотворчества и монополии на легитимное насилие.

Roy, Globalized Islam, p. 98-99, перевод мой.

Про Сомали тоже иногда пишут, что там либертарианский рай. Вообще есть такая не до конца продуманная мысль, что либертарианское или анархическое общество может реально работать только при победившем исламском фундаментализме. Потому что только в исламе право отделено от государства. Шариатские законодатели, улемы и факихи - по сути частные лица. Ислам нуждается в государственных институтах (власть халифов, амиров) только ради джихада. Если джихад не ведётся и не предполагается (например, все в мире стали мусульманами), оно и не нужно. Вместо велфэра - религиозно обязательная благотворительность, управление - в руках местных общин, законодательство и суд - функция религиозных авторитетов. Интересная тема для утопии или антиутопии.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-19 09:54 am

(no subject)

Побывал в Москве после полугодового отсутствия. Перемен заметил немного, но они неожиданно к лучшему. Во-первых, киоски в подземных переходах и у метро частично вернули. (Говорят, вернули и маршрутки, сам не видел). Кто там год назад плакался о гноблении Собяниным малого бизнеса, и кто с ними спорил, восхваляя новый "европейский" облик улиц? Никто не хочет взять слова назад? Вопрос риторический.

Во-вторых, в метро всё стали дублировать на английском - и голосовые объявления, и надписи. Удивлён, что патриоты не возмущаются этой диверсией. Ведь теперь миллионам москвичей по многу раз в день напоминают, что они живут в интернациональном городе, дружелюбном к западным гостям. Такое коварное и долгоиграющее воздействие на подсознательные установки даже десяти Киселёвым не перебить. Налицо потеря бдительности. Надо написать Вассерману.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-18 10:33 am

(no subject)

Ни рекламой, ни политической агитацией в ЖЖ я не занимался и не собираюсь, но вот отвечать за чужие комменты - это уж извините. Западло быть цензором. Теперь комменты будут только на Дриме.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-16 02:28 pm

Кто знает арабский?

Кто знает арабский? Помогите, люди добрые.

Нужно перевести фразу: ançâr al-maçîr bilâ açîl wa ançar al-açîl bilâ maçîr.

Автор статьи, чёртов сноб, даёт её без перевода, но в латинской транскрипции. Гугл-переводчик не понимает, конвертеры не конвертируют.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-16 08:45 am

Уровни понимания теории вероятностей

Мы бросаем монету. Десять раз подряд выпал орёл. Какова вероятность того, что в одиннадцатый раз тоже выпадет орёл? Варианты ответа: меньше 0,5; ровно 0,5; больше 0,5.

Уровень понимания 1 (детский). Такая серия орлов очень маловероятна. Везение должно кончиться, наверняка следующий раз выпадет решка. Ответ: меньше 0,5.

Уровень 2 (школьный). Броски монеты независимы, на вероятность выпадения орла не влияют результаты предыдущих испытаний, поэтому ровно 0,5.

Уровень 3 (студенческий). Следует учесть возможность того, что монета нечестная, т. е. вероятность однократного выпадения орла выше 0,5. При условии нулевой гипотезы (что монета честная) вероятность получить 10 орлов подряд = 1/1024, что значительно меньше общепризнанного порога значимости 0,05. Поэтому нулевую гипотезу следует отвергнуть. Скорее всего, монета нечестная. Вероятность 11-го орла больше 0,5.

Уровень 4 (профессиональный). Нечестных монет, скорее всего, гораздо меньше, чем честных. (Наверняка меньше, чем 1 из 1000. Это же не рулетка, ни у кого нет интереса их подделывать, а случайно отчеканить сильно неуравновешенную монету не так-то просто). Поэтому мы скорее получим серию из 10 орлов, бросая честную монету, чем случайно обнаружим в своём кошельке нечестную. На языке теоремы Байеса: Р(10 орлов|честная монета) = 1/1024 < Р(10 орлов|нечестная монета), но в силу того, что априорная вероятность Р(честная монета) >> Р(нечестная монета), получаем Р(честная монета|10 орлов) > Р(нечестная монета|10 орлов). А раз монета честная, то и вероятность 11-го орла равна 0,5.

И даже если не делать априорных предположений о доле нечестных монет, нужно учесть вот что: наша монета наверняка не только что отчеканена, у неё есть история, а значит, вполне возможно, что её бросали и раньше. Значит, наши 10 орлов - лишь эпизод в серии орлов и решек, возможно, очень длинной. А это сильно повышает вероятность получить 10 орлов подряд при условии честности монеты: где-нибудь внутри серии, например, из 10 000 бросков она равна 1 - (1-1/1024)**1000 ≈ 0,62. Итак, учёт предыстории ещё больше повышает вероятность того, что монета честная, а значит, и вероятность выпадения 11-го орла, скорее всего, равна точно 0,5.

Вот оно как непросто-то.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-06 08:47 pm

(no subject)

"Время первых" - хороший фильм. Да, есть некоторый перебор с мелодраматизмом, наверняка и заклёпочники найдут поводы для придирок, но в целом очень, очень достойный ответ "Аполлону-13". Даже не ожидал.
robert_ibatullin: (Default)
2017-04-05 07:41 pm

Мир близорукого человека полон чудес и неожиданностей

Читаю краем глаза вывеску: "Человеческий мясокомбинат".

Как-то откровенненько, думаю, совсем перестали стесняться. Присматриваюсь.

А, нет, "Череповецкий". Не до такой степени всё изменилось за полгода моего отсутствия.
robert_ibatullin: (Default)
2017-03-28 12:19 pm

Белые снаружи, красные внутри

Белые снаружи, красные внутри. Выписки к продолжению разговора о татибах.


Деятельность Бен Ладена (...) связана с современными левыми движениями и политическими течениями Третьего мира. (...) Образ одинокого террориста-метафизика, взрывающегося вместе с собственной бомбой, возник в России в конце XIX века (...) Реальный генезис насилия Аль-Каиды больше связан с западной традицией индивидуального пессимистического восстания во имя недостижимого идеала, чем с коранической концепцией мученичества (...)

Протесты против установленного порядка, весьма частые во Франции 1970-х гг., проходили тогда по красными флагами радикальных левых. К 1990-м годам эти движения исчезли из предместий. Единственными сетями радикального протеста остались исламские, но они рекрутируют участников из тех же социальных категорий (изгои из образованного среднего класса и деклассированные рабочие), точно так же ненавидят «буржуазные» ценности и взгляды, имеют тех же врагов (империалисты) и зачастую тех же любимчиков-партизан (Палестина), провозглашают интернационализм (с уммой вместо всемирного рабочего класса) и строятся на том же поколенческом разрыве (...)

"Аль-Каида" атаковала не собор Святого Петра в Риме, а Всемирный торговый центр и Пентагон. Она целила в империализм модерна, как и ультралевые конца 1960-70-х, но с бóльшим успехом (...) В текстах исламских радикалов цитаты из Корана перемежаются псевдомарксистскими интерпретациями. [Мохаммед Зариф, бывший эмиссар Талибана в Пакистане, затем заключённый тюрьмы в Гуантанамо, написал статью (...), которая начинается со слов: «Всем известно, что американский империализм – охранник всемирного капитализма... Капиталистический мир сделал Америку своей цепной собакой за её жестокость во Второй мировой войне»].

Исламистская радикализация молодых мусульман (и неофитов) на Западе не имеет отношения ни к ближневосточным конфликтам, ни к традиционному религиозному образованию (за исключением саудитского). Напротив, эти люди учились в западных школах, их религиозная образованность ничтожна, и многие из них имеют естественнонаучную подготовку. Общество радикалов по большей части состоит из образованных лидеров, выходцев из среднего класса, и деклассированных рабочих – структура, напоминающая западноевропейский радикализм 1970-80-х гг. («Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Прямое действие» во Франции) (...)

У террористов этого типа странно смешиваются глубокий личностный пессимизм и коллективный апокалиптический оптимизм: они не доверяют людям, за которых сражаются (для них нет разницы, убивать мусульман или немусульман), они уверены, что погибнут, и (...) знают, что даже в случае победы мир не будет соответствовать идеалу, за который они сражаются. В этом они похожи на русских социалистов-революционеров конца XIX века, как и в той идее, что зрелищная атака на центр власти откроет отчуждённым массам, что их время пришло, и пора восстать. Ленин показал, что это детский взгляд. Усама Бен Ладен живёт в доленинском мире.


Olivier Roy, Globalized Islam. The Search for a New Ummah, Columbia University Press: New York, 2004, с. 42-48, 57. Перевод мой.
robert_ibatullin: (Default)
2017-03-22 04:19 pm

Жёлтый кластер: вопросы без ответов

Начало

Вот вопрос, на который я не знаю ответа: как объяснить обособленность жёлтого кластера, провал между ним и большинством? Промежуточных вариантов нет, или их так мало, что не попадают в выборку. То есть переход из большинства в жёлтый кластер не непрерывный, а скачкообразный. Должен быть какой-то бинарный маркер принадлежности, но какой?

Когда я только увидел картинку с двумя облаками точек, то подумал, что 7% "жёлтых" - это просто-напросто мусульмане. Но нет. Процент мусульман в жёлтом кластере действительно несколько повышен (17% против 7% в кластере большинства), но и только. Кроме того, аналогичная кластерная структура есть и в чисто мусульманских странах (Пакистан), и в чисто немусульманских (Япония), а в разделённом 50 на 50 Казахстане её не видно. Этнически "жёлтые" тоже не обособлены. Российские респонденты не указывали этническую принадлежность, но указывали языковую. В кластере большинства 94% указали русский язык как родной, в "жёлтом" 84%. Не отличается и гендерное распределение. Политические симпатии? Отличаются, но не сильно: "жёлтые" несколько чаще голосуют за ЕР (38% против 35% в кластере большинства), одинаково за СР (4%), и заметно реже за другие партии (7 и 13% за КПРФ, 4 и 8% за ЛДПР). "Жёлтые", правда, значительно реже голосуют вообще (всегда ходят на выборы: 28% "жёлтых", 44% большинства; никогда не ходят: 25 и 13% соответственно). Но в российских условиях такое электоральное поведение нельзя интерпретировать однозначно.
Read more... )
robert_ibatullin: (Default)
2017-03-20 01:20 pm

Жёлтый кластер

Предуведомление: этот пост - не научная работа, а ученическое упражнение в анализе данных. Я почти уверен, что настоящим социологам давно известно то, о чём я собираюсь написать, ведь исходные данные общедоступны, а математические методы стандартны; если же нет, то мне легче поверить в свою ошибку, чем в открытие. Итак:

Всемирный обзор ценностей известен публике главным образом по диаграмме Инглхарта-Вельцеля, построенной на основе его опросов. Страны размещаются на координатной плоскости "ценности выживания/ценности самовыражения, традиционные ценности/секулярно-рациональные ценности", и это позволяет наглядно увидеть различия между цивилизациями. Но эта диаграмма может ввести в заблуждение. Дело в том, что различия "ценностных профилей" внутри каждой отдельно взятой страны намного больше, чем между странами. Если взять, к примеру, Швецию и Зимбабве и отметить точкой каждого респондента (шведского - красной, зимбабвийского - синей), картинка получится следующей:

Swed-Zimb

Видно, что облака точек заметно перекрываются (синие лежат отчасти поверх красных), и шведы друг от друга, зимбабвийцы друг от друга отличаются сильнее, чем средний швед от среднего зимбабвийца. И это максимально удалённые друг от друга страны - для более близких перекрытие ещё больше. Далее я буду говорить именно о внутринациональных различиях, в первую очередь в России.
Read more... )
robert_ibatullin: (Default)
2017-03-20 09:04 am

татибы: эмпирика

Играюсь с базой Всемирного опроса о ценностях, не просто от нечего делать, а в рамках изучения анализа данных, который я хочу сделать своей новой профессией.

Ну что я могу сказать: жёлтая татиба, то есть обособленное меньшинство (в России около 7%) с более консервативными, авторитарными, патриархальными взглядами, чем основное население - подчёркиваю, не просто правое крыло популяции, а именно обособленный кластер, "малый народ" по Кошену-Шафаревичу - выявлена эмпирически.

Russia

Остальные татибы в России не выделяются, но в некоторых странах выражена синяя. Подробности в следующем посте, он будет большой.