robert_ibatullin: (Default)
[personal profile] robert_ibatullin
Предуведомление: этот пост - не научная работа, а ученическое упражнение в анализе данных. Я почти уверен, что настоящим социологам давно известно то, о чём я собираюсь написать, ведь исходные данные общедоступны, а математические методы стандартны; если же нет, то мне легче поверить в свою ошибку, чем в открытие. Итак:

Всемирный обзор ценностей известен публике главным образом по диаграмме Инглхарта-Вельцеля, построенной на основе его опросов. Страны размещаются на координатной плоскости "ценности выживания/ценности самовыражения, традиционные ценности/секулярно-рациональные ценности", и это позволяет наглядно увидеть различия между цивилизациями. Но эта диаграмма может ввести в заблуждение. Дело в том, что различия "ценностных профилей" внутри каждой отдельно взятой страны намного больше, чем между странами. Если взять, к примеру, Швецию и Зимбабве и отметить точкой каждого респондента (шведского - красной, зимбабвийского - синей), картинка получится следующей:

Swed-Zimb

Видно, что облака точек заметно перекрываются (синие лежат отчасти поверх красных), и шведы друг от друга, зимбабвийцы друг от друга отличаются сильнее, чем средний швед от среднего зимбабвийца. И это максимально удалённые друг от друга страны - для более близких перекрытие ещё больше. Далее я буду говорить именно о внутринациональных различиях, в первую очередь в России.

(Отмечу, что оси на последней диаграмме - не те же, что у Инглхарта-Вельцеля; у меня это первые два т. наз. основных компонента. Грубо говоря, основные компоненты - эта такие формально-числовые комбинации признаков, которые дают наибольший разброс объектов, т. е. наибольшую информативность. Они однозначно не интерпретируются, но страны в этих координатах располагаются примерно так же, как на диаграмме Инглхарта-Вельцеля: африканские в левом нижнем углу, европейские в правом верхнем).

Последний опрос 2010-2014 гг. в России охватил 2500 респондентов. Если разместить их ответы в координатах основных компонент, мы увидим два чётко отграниченных кластера.

Russia

Нижний, окрашенный жёлтым цветом кластер включает в себя около 7% респондентов. Их ценности отличаются от ценностей большинства в сторону большей консервативности, авторитарности, патриархальности. Важно подчеркнуть: это не просто консервативное крыло большинства, это именно обособленный кластер, отдельная "ценностная культура". (Если угодно, "малый народ" по Кошену-Шафаревичу, только не либерально-прогрессисткий, как у них, а наоборот).

Каковы же остальные отличия "жёлтых" от "бесцветного" большинства? Прежде всего, люди "жёлтого" кластера религиознее большинства респондентов, но всё равно не особенно религиозны: в среднем они посещают религиозные службы только по праздникам (большинство еще реже - раз в год); они чаще молятся: только во время церковных служб (большинство - только по праздникам). "Жёлтые" чаще большинства отвечают, что религия является важной частью их жизни, чаще соглашаются с тем, что в конфликте науки и религии всегда права религия, и что единственная допустимая религия - их собственная. В то же время, как ни странно, они реже большинства отвечают, что верят в Бога. "Жёлтые" скептичнее большинства относятся к науке: они значительно реже (на 2 пункта) согласны с тем, что наука и техника делают нашу жизнь здоровее, проще и комфортнее; реже (на 1 пункт) - что наука и техника создают новые возможности для будущих поколений; чаще отвечают, что знания о науке не играет роли в их жизни. Но то же время они реже большинства соглашаются с тем, что мир ухудшился из-за науки и техники, и больше доверяют университетам.

Политические позиции "жёлтых" обычно ещё левее, чем у довольно левого российского большинства (самооценки по 10-балльной шкале "левое-правое", соответственно, 2 и 3), но эта позиция проявляется не во всех аспектах. "Жёлтые" чаще большинства согласны с тем, что доходы должны распределяться более равномерно; реже считают, что доля частной собственности в экономике должна расти. В то же время они реже соглашаются с тем, что правительство должно облагать налогом богатых и субсидировать бедных, что безработные должны получать пособие, что государство должно выравнивать доходы. Таким образом, их политико-экономические взгляды скорее смешанные. Что касается чистой политики, "жёлтые" выражают более авторитарные взгляды, чем большинство: они придают меньше значения демократии, реже соглашаются с тем, что народ должен выбирать лидеров на свободных выборах, значительно реже (на 2 балла) - что гражданские права защищают свободу от подавления государством, чаще полагают, что нынешний режим в стране недемократичен. Но и здесь не всё однозначно: большинство сильнее "жёлтых" одобряет ту идею, что армия может свергнуть некомпетентное правительстство, и чаще согласно с тем, что при демократии народ должен подчиняться властям.

В вопросах о семье и равноправии мужчин и женщин "жёлтые" занимают ярко выраженные патриархальные позиции: они чаще согласны с тем, что при недостатке рабочих мест мужчинам следует отдавать предпочтение; что если жена зарабатывает больше мужа, это ведёт только к проблемам; что мужчины лучше женщин как политические лидеры и бизнесмены. Они меньше доверяют женским организациям, чаще осуждают развод и добрачный секс, чаще считают оправданным, когда родители бьют детей.

В аспектах самоощущения и представлений о себе отличия "жёлтых" от большинства неоднозначны. Они чаще большинства считают себя счастливыми, но в то же время чаще упоминают, что неудовлетворены своей жизнью; несколько чаще характеризуют себя как креативных и открытых новым идеям, и при этом - как людей, для которых важны традиции и обычаи. Они меньше доверяют людям: чаще считают, что другие всегда хотят их использовать.

"Жёлтые" реже большинства соглашаются с тем, что 20-летние занимают слишком низкое положение в обществе, и чаще - что такое положение занимают 40-летние. (При этом возрастных отличий между ними и большинством нет). Они реже готовы подчиняться 30-летнему начальнику, но не слишком уважают и стариков: реже большинства соглашаются с тем, что люди старше 70 лет компетентны и уважаемы, и чаще - с тем, что старики - бремя для общества.

"Жёлтые" оценивают среду своего обитания как "очень безопасную", большинство - как "довольно безопасную". В то же время "жёлтые" считают, что в их районе "очень часты" расистские выходки (большинство - что "довольно часты"). Возможно, "жёлтые" не считают расистские выходки фактором опасности (хотя по уровню ксенофобии ничем заметно не отличаются от большинства). Они сильнее большинства тревожатся о возможности потере работы, о том, что не смогут дать детям хорошее образование, но меньше боятся террористических атак. В некоторых вопросах "жёлтые" асоциальнее большинства: они чаще считают допустимым неправомерное использование государственных субсидий и проезд "зайцем" в транспорте.

Образование "жёлтых" ниже, чем у большинства (наиболее частый ответ - среднее, но у большинства доля лиц с высшим образованием больше). В то же время они более удовлетворены своим финансовым положением и относят себя к верхнему среднему классу, в то время как большинство - к нижнему среднему. Последнее и есть самая необычная особенность России.

Есть страны, в том числе и постсоветские (Казахстан, Узбекистан, Украина, закавказские государства), где "жёлтый" кластер отсутствует. Разумеется, в них есть люди консервативно-авторитарных взглядов, но они не обособлены от основной массы населения. Тем не менее, наличие "консервативного малого народа" не уникально для России. Среди постсоветских стран такие есть в Эстонии (2% респондентов), Белоруссии (4%) и Кыргызстане (2%). Отличия от России в том, что, во-первых, в этих странах "жёлтые кластеры" малочисленнее, а во-вторых, занимают более низкие или такие же (в Белоруссии) социальные позиции, что и большинство. Та же ситуация в Китае ("жёлтый" кластер - 12% респондентов), Японии (3%), Турции (5%), Германии (2%), даже Пакистане (24%). Повсюду люди "жёлтого" кластера оценивают свой статус ниже, чем большинство, они чаще занимаются физическим трудом, чаще неудовлетворены своим финансовым положением, ниже оценивают безопасность своего района, в ряде случаев они заметно старше большинства (например, в Турции их средний возраст - 53 года против 37). От всех этих стран Россия отличается не наличием "жёлтых" и даже не их количеством, а их социальным положением. Максимально обобщая: почти везде типичный представитель консервативно-авторитарно-патриархального "малого народа" - бедный и недовольный жизнью пожилой человек, в России - человек среднего возраста и более высокого, чем у большинства, социального статуса.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

robert_ibatullin: (Default)
Robert Ibatullin

July 2017

S M T W T F S
      1
2 34567 8
9 101112131415
161718 19202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 12:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios